На фасаде одной из многоэтажек Красноярска появилась огромная картина. Правда, радовала взоры жителей микрорайона "Взлетка" она всего несколько дней, а потом исчезла. Куда делся рисунок, над которым трудились 20 лучших граффитистов России?
О том, как преобразится серая стена типовой многоэтажки на улице Весны, 3, молодые художники твердили на каждом углу несколько недель. Граффитисты задумали нарисовать самую большую в Красноярске картину и даже посчитали: изображение займет 250 квадратных метров. Поразить воображение горожан должен был молодой воин в средневековых латах, который после нескольких дней работы строго взглянул с фасада здания на горожан.
— Эта картина - прямое послание для всех горожан и красноярской молодежи, — говорит соавтор проекта "Крась" Юрий Аверин. — Нужно развиваться и никогда не сидеть на месте. Эту идею поддержали наши коллеги-граффитисты из других городов.
К семи красноярским художникам примкнули более 10 талантливых любителей настенной живописи со всей России. Предварительных эскизов творческая молодежь заранее не делала: они считали, что все должно идти от души. Но гарантию на то, что будет красиво, они давали 100-процентную. И действительно, получилось на загляденье.
В том, что молодым художникам можно доверить "лицо города", красноярцы не сомневались. Ребята уже неоднократно создавали настоящие авторские дворы и встречали только одобрение.
Проект авторы граффити согласовали как с управлением молодежной политики администрации города, так и с самими жильцами дома. Последние, к слову, на ура восприняли идею таким нестандартным образом украсить серую "Взлетку".
— Мне нравится, наш дом теперь необычный и заметен издали. Неподалеку тоже недавно раскрасили магазин по улице Взлетной — лучше стало, да и теперь мы в одном стиле! — говорит пенсионерка Валентина Григорьева.
Правда, не все одобрили общую идею. "Хорошо, конечно, придумали! Настроение поднимает! Но, наверное, картина не совсем уместна на детской площадке", — считает студент Александр Срыбный.
Впрочем, средневековый воин глядел на горожан со стены многоэтажки недолго: через несколько дней граффити исчезло. Выяснилось, что недостаточно было согласовать работу с управляющим ТСЖ и собрать подписи жильцов. Чтобы картина появилась, однозначное "да" должны были сказать более 50% жителей дома, а художники получили одобрение лишь тех жильцов, которые во время поквартирного обхода оказались дома.
— Нас должны были пригласить на собрание, показать нам эскизы, желательно несколько штук, и объяснить, что инициаторы хотят провести вот такую акцию. А пока бы они согласовывали документы, мы бы решили, нравится нам это или нет, хотим мы эту картину или нет, — возмущается жительница дома № 3 по улице Весны Мария Тимошенко.
Также некоторых жильцов не устроили размеры произведения, а кто-то посчитал эскизы слишком сложными для несовершеннолетних, хотя тематика граффити и была вполне детской.
— У меня два ребенка — одному 10 лет, другому 2 года; тот, которому 2 года, ничего не понимает, ему без разницы, хотя, может быть, и интересно было. Но и старший сын рисунок не понял. Здесь была абсолютно нормальная, аккуратная стена, которая всех устраивала. Зачем эта самодеятельность? — говорит жительница дома Юлия Марченко.
Свою работу художники вынуждены были закрасить. Причем, собственными же руками. Даже краску подобрали, чтобы стена была как раньше — не просто серого цвета, а со светлыми вставками. Ушедших на создание уничтоженного граффити материалов художникам не жалко: они все равно провели свой фестиваль, но на новом месте.
— Поскольку на фестиваль граффити приехали гости из других городов, нам надо было продолжать работать. Мы же не просто стены мараем, а учимся друг у друга, опыт перенимаем, технику подсматриваем, — рассказывает соавтор проекта "Крась" Юрий Аверин. — Мы просто вынуждены были переехать на другую стену.
Там тема картины уже не детская: художники осветили проблему загрязнения окружающей среды и незаконных свалок. Но от глаз большинства жителей города эта мрачная сатира скрыта высоким забором.
— Мы, мягко говоря, удивлены таким отношению к нашему труду со стороны красноярцев, — говорит художник-граффитист из Новокузнецка Александр Прохоров. — Ведь мы стремимся на легальных фестивалях граффити указать грань, которая отделяет искусство от вандализма. У любого подростка есть возможность приобщиться к объединению художников и не уродовать свой город, а украшать его. Я считаю, что многие работы на самом деле являются произведениями искусства.
То, что делают эти молодые художники — даже не совсем граффити. Скорее, "мурализм" — то есть монументальная живопись. Ведь на огромных стенах воплощается один целостный и законченный сюжет. При этом уличные художники подчеркивают, что съезжаются они со всей страны в чужой город не спорить, а рисовать. Они сами оплачивают дорогостоящие авиаперелеты и согласны творить в любых условиях.
|